«Молитесь же так» - обозначает обстоятельство, способ, образ действия в значении именно таким образом, не как-нибудь иначе. Именно так. «Невежи судят, точно так в чем толку не поймут, то всё у них пустяк» - /И.Крылов/. Все будет так, именно так - светло, хотя тут одно повторение. И знаю, это не пустяк, но точно не моя заслуга. Это также точно как и то, что сейчас день. Если так, то он облегчил, не только свой путь, но и нашу задачу.
Мы знаем много молитв, составленных святыми отцами. Есть и молитвы, повторяющие ангельские славословия. И есть одна молитва, словами которой заповедал нам обращаться к Богу Сам Христос. Это молитва: «Отче наш». Большинство из нас знает ее текст наизусть, но эти слова нужно не только знать, их нужно понимать. Потому что духовная наука-это не таблица умножения, которую можно выучить и потом автоматически пользоваться. Она требует постоянного усилия, возвращения к тому, что мы уже знаем, чтобы оно оживлялось в нашем сознании и в нашем сердце. Что стоит за словами молитвы Господней?!
Кажется, что верить не означает мыслить с согласием. В самом дел, латинское слово «cogitatio» - мышление подразумевает пытливость. Поскольку«cogitare» - мыслить, похоже, равнозначно – «coagitare», т.е. обсуждать. Нам не только в целях теоретических, не только в целях социального мышления, но и в целях понимания нашего собственного отношения в этом вопросе, наверное, стоит задаться таким вопросом:
«Молитесь же так» - Эти слова означают: пусть это будет правилом и моделью, в соответствии с которой вы будете строить свои молитвы. «В соответствии с этим правилом мы должны исследовать свои молитвы» - /Кальвин/. Это не означает, что мы должны быть привязаны к словам молитвы Господа. Христос не говорит: «Этими словами молитесь», а предлагает: «Молитесь же так…». То есть пусть все ваши прошения согласуются и символически изображаются словами молитвы Господа. Пусть же все наши молитвы будут подобны и созвучны этой молитве. Тертуллиан называет её кратким изложением и руководством Евангелия. Каждое изделие имеет рекомендацию своего изготовителя, а данная молитва имеет рекомендацию своего Автора – это молитва Господа.
Христос предписал эту молитву как образец или как форму. В чём состоит разница между формой и образцом молитвы? Форма (лат. forma «внешний вид») может означать - внешний вид, видимость, внешность, ничего не говорящая о внутреннем содержании или даже противоречащая ему. Форма всегда подменяла содержание. Сосредоточение на форме, может «обокрасть» нас и сделать бедными душевно. Форма молитвы – это определенный способ выражения, который должен использовать без малейших отклонений, Молитва превратилась в ритуал. Другая, ставшая формальной молитва, упомянутая Баркли, — это Шемонех эсрех («Восемнадцать»). Она содержала восемнадцать молитв на разные случаи. Благочестивые евреи повторяли все восемнадцать молитв утром, днём и вечером. Другие повторяли те же слова машинально, скороговоркой, стараясь по быстрее закончить молитву. Это бессмысленное повторение, заимствованное в языческих религиях. Час за часом они повторяли одни и те же слова, пытаясь количеством повторений привлечь внимание своего бога.
В наше время в некоторых харизматических церквах принято повторять одни и те же слова, пока речь не превратится в бессмысленное бормотание. Все мы виновны в том, что часто молимся невнимательно, повторяя одни и те же молитвы перед каждым приёмом пищи и на каждом молитвенном собрании, почти не думая о содержании и забывая, о своём Собеседнике. Безразличная, бессмысленная молитва оскорбляет Бога и поэтому должна оскорблять и нас»-/У.Баркли/.
Закрепились определённые словесные формы молитв, и молитвы просто читали или повторяли наизусть. Такие молитвы можно произносить, совершенно не обращая внимания на содержание. Христианская община была на самом деле удобной формой для прикрытия кулацкого насилия.
«Жизнь учит нас находить звено, - говорит Г.Брянцев - военный писатель, - ухватившись за которое мы овладеем всей цепочкой. Вся беда в том, что мы ещё не нашли это самое важное звено. Можно начинать со старшего, т.е. сверху. Можно и с младшего, т.е. снизу, или с середины. Во всех случаях мы выхватим какое-то определённое звено из цепи. Весь вопрос состоит в том, как мы «вырвем» это звено и вся цепочка придёт в движение. Значит надо думать над тем, как ухватится, за нужное звено: по тонкому или крепкому льду образцу».
Или как образец? Он дал нам молитву - образец – пример для тех, кто хочет следовать по Его стопам. Это фундамент для построения нашей собственной молитвенной жизни. Это основание, а не формула; стандарт, которому мы должны следовать, а не некий священный ритуал. Господь Иисус дал нам четкую инструкцию, в соответствии с которой мы должны строить нашу молитвенную жизнь подобно цепочке связующих звеньев.
Он предписал эту молитву как образец, чтобы они могли руководствоваться при исполнении своей обязанностью молиться: «Молитесь же так» - /Мт.6.9/.
В тоже время как образец молитвы является только указанием на содержание, предоставляя каждому просящему самому облекать свои желания в такие слова, которые наиболее соответствуют его нынешним обстоятельствам. Таким образом, становится очевидным, что эта молитва не предназначена быть формой, слов которой Христовы ученики и их последователи должны строго и в точности придерживаться в течение всех последующих веков.
«Отче наш» - Это звание – Отец – учит нас, что в своих молитвах мы должны обращаться лишь к одному Богу. В молитве нашего Господа нет таких слов: «О, святые или ангелы, сущие на небесах…». Он говорит: «Отче наш, сущий на небесах». Земные правители дают себе титулы, выражающие их величие, такие, как «великий, верховный, могущественный». Бог мог поступить так же и выразить Своё величие словами: «Царь славы, судья». Но Он даёт Себе другой титул – «Отче», чтобы выразить Свою любовь и покровительство. А чтобы побудить нас молиться Ему, Он представляет Себя ласковым, приятным словом «Отец» - /Т.Ватсон/.
«Часто христиане имеют с собой молитвословы. В них записаны молитвы. Хорошо это или плохо? Тут есть и плюсы и минусы. С минусами понятно: ты никогда так сам не научишься молиться. Будешь кукушкой. Точнее, попугаем. Но там есть и плюс большой. Опыт святых Божьих, опыт тех, кто вошёл в эту молитвенно предстоящие перед Богом, - вот этот опыт сосредоточен в их молитве. И кто-то записал эту молитву. И ты входишь в чужой опыт. Но ты входишь в него по-настоящему не тогда, когда ты механически повторяешь эту молитву. Например, есть молитва Оптинских старцев. Изумительная молитва! Но оттого, что ты её будешь повторять, ничего в тебе не изменится. Есть ещё лучшая молитва – это «Отче наш». Но оттого, что ты её будешь, механически повторят, ничего не изменится в тебе. Доколе? А вот пока ты не «войдёшь» в эту молитву. Пока ты не войдёшь в молчание, в присутствие Божье. И оттуда, из глубины сердца твоего, из этой глубины, из этой любви, - твои слова преобразятся. В Его (Боге) присутствии и в Его святости, через эту молитву открываются сердца наши. Через такую молитву происходит преображение на горе Фавор. Когда ты вдруг видишь святость Божью и чистоту, и видишь этот свет. Это время, когда всякое слово – святотатство. Это время, когда слава Божья наполняет тебя, и ты входишь внутрь этой славы. И ты вдруг понимаешь, что ты и есть свет, потому что Иисус в тебе, и ты в Нём. И что никто не разделит вас. Это время истинного поклонения, истинной молитвы. И только тогда, только тогда, только тогда могут войти в тебя эти слова и по-настоящему открыться тебе: Свят Господь! Свят Господь! Не потому, что так Библия говорит. Не потому, что так учителя говорят. Но потому, что ты в Его присутствии. И никакое другое слово здесь не подобрать. Ибо свят Господь».
Кто-то сказал, что многие христиане молятся, как моряки используют насосы — только тогда, когда корабль тонет. Но чтобы быть послушными учениками Христа, чтобы испытать полноту общения с Богом и открыть врата небесных благословений, верующие должны молиться так, как молился Иисус. Кроме того, мы должны знать, как молиться. Если мы не знаем, как и о чём молиться, молитва превращается в пустую формальность. Если же мы знаем, как молиться, и осуществляем это на практике, наша жизнь будет укрепляться, а приоритеты будут должным образом расставлены. Мартин Ллойд-Джонс прекрасно выразил это в книге «Исследование Нагорной проповеди». Он сказал: «Человек достигает вершины своего существования, когда, стоя на коленях, оказывается лицом к лицу с Богом». «Если ты унываешь и пал духом, - Ч.Сперджен говорит: молись; молитва утешит и подкрепит тебя. Имеешь ты мир – молись; он окрепнет и углубится в душе твоей. Будешь ты, искушаем – молись; молитва поможет тебе выстоять. Если ты пал, - молись; молитва ободрит тебя, даст тебе новые силы, и ты воспрянешь».
«Молитва – проба всего, источник всего и двигатель всего, и направление всего. Коль скоро молитва исправна, всё исправна. Ибо она не допустит быть чему-либо неисправным. «Направление, откуда может придти открытие воли Божией – это молитва. Многим из нас кажется, что молитва это односторонний разговор, но это не так! Молитва это диалог, но не монолог! Это двухстороннее общение. Бывает, конечно, такое, когда Господь слушает тебя внимательно, но бывает, что он отвечает прямо там же, во время молитвы. Молитва это канал, понимаете? Канал, по которому общается христианин со своим Отцом. Вспомните сами, я не поверю, что у вас не было подобного переживания. Вы молитесь о чем-то, и вдруг в голову приходит какая-то мысль. Не говорите, что это вы случайно что-то вспомнили. Может, это Господь ответил вам прямо там же. Это случается очень часто. Нужно просто прислушаться. Возможно, это даже не прямой ответ на ваш вопрос. Знаете, некоторые христиане начинают молитву с карандашом и чистым листком бумаги. Они записывают, что Господь открывает во время молитвы. Это не что-то сверхъестественное, я говорю о реальных вещах, братья!» - /Артур Оганов - проповедник/.
Какая молитва может быть более, духовна, как не та, которая завещана нам Христом. Какая горячая просьба может быть более, истинным у Отца, как не беседа, исходящее из уст сердца, которая есть истина. Молитва есть благоговейная беседа души нашей с Богом. Как любящие дети ежедневно чувствуют потребность беседовать со своими родителями, так и истинные дети Отца Небесного не могут не чувствовать ежедневно потребности обращаться к Нему с молитвой ». По-гречески - звучит как «деэсис» и означает «просьба». Понимая так: обращаться с просьбой.
Много лет назад в журнале «Муди Мансли - (Moody Monthly)» была напечатана потрясающая статья: «Для Бога важна не арифметика молитв – их количество; не их риторика – насколько правильно они построены с точки зрения лингвистики; не их геометрия – насколько длительными они могут быть; не музыка молитв – насколько напевно мы их произносим; не логика наших обращений – насколько они обоснованы; не их методы, – в каком порядке они выстроены; и даже не молитвенная теология – их соответствие доктринам. Для Бога важен огонь нашего духа. Огонь нашего духа – это ключ к взаимоотношениям».
Источники: Библия. Джеймс Фишер – Шотландская церковь. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Томас Ватсон- пуританский писатель.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)